В последнее время Лаудрупу много внимания уделяет испанская пресса. Ему напророчили скорый уход из «Спартака» и даже сообщили о якобы достигнутых договоренностях с «Севильей». В интервью спецкору «Советского спорта» Микаэль категорически опроверг эти сообщения, заверив, что нацелен исключительно на успешный сезон в «Спартаке», а также рассказал о жизни команды на сборах.
Лаудруп в «Спартаке» уже точно свой человек. Во многом благодаря тому, что окружен испанской речью. Гендиректор, старший тренер, тренер по физподготовке, администраторы (они же по совместительству переводчики) — все они носители испанского языка или же овладели им в совершенстве. Эти условия позволяют главному тренеру чувствовать себя комфортно в плане общения. Сделано все, чтобы его контакт с командой был максимально тесным.
Лаудруп — полиглот (владеет, помимо родного, датского, английским и испанским), но русский язык — это «из другой оперы», и скандинав изучает его постольку-поскольку. Вслушивается в диалоги. Вот Прудников шутит с партнерами посредством непереводимой игры слов; Лаудруп улыбается, и складывается впечатление (разумеется, обманчивое), что он понимает смысл сказанного.
Но эти зарисовки — лирика. В «Спартаке» же сейчас правит «физика» — идет работа под нагрузками, на выносливость.
Кстати, долго эти испытания для игроков не продлятся — уже в субботу «Спартак» возвращается в Москву. «КАПИТАНА НАЗОВЕМ ПОЗЖЕ»
— В «Спартаке» еще остались футболисты, которые помнят трехнедельные сборы — так для клуба дешевле выходило. При вашем руководстве поставлен рекорд по скоротечности — всего девять дней. — Мой опыт футболиста и тренера подсказывает, что продолжительные сборы часто бывают вредны. Люди устают психологически, им становится скучно. Поэтому я сторонник интенсивных, но скоротечных сборов.
— Обжился ли в «Спартаке» бразилец Кариока? — Он только адаптируется. Не следует слишком строго спрашивать с него сейчас. Кариока провел тяжелый чемпионат в Бразилии, потом шесть недель отдыхал. Здесь он окунулся в незнакомую обстановку и познает работу на новом для себя уровне. Я не волнуюсь за Кариоку. У него есть еще два месяца, чтобы подготовиться к чемпионату.
— А Бояринцеву обживаться не пришлось — он со спартаковской обстановкой знаком прекрасно. — Для нашей молодой команды просто необходим игрок с опытом. Я жду от Бояринцева прежде всего хорошей игры на своей позиции. Второе: хочу, чтобы Бояринцев стал для молодых ребят образцом для подражания, благотворно влиял на обстановку в коллективе.
— Сам собой напрашивается вопрос: не Бояринцеву ли суждено стать новым капитаном «Спартака»? — Когда сформируется состав, тогда и обсудим эту тему. Возможно, это произойдет в феврале.
— В «Спартаке» ожидаются выборы или капитана назначат сверху? — Скажу одно: это будет выбор не одного человека, а определенной группы. «СЛАДКОГО НЕ БУДЕТ»
— На финише минувшего сезона вы смело доверяли молодым Григорьеву, Зотову, Советкину, но этот год они начали в молодежном составе. Почему? — В основе тренируются 25 игроков, включая трех вратарей, что уже немало. Неправильно, когда в группе слишком много людей. Так что ничего страшного для ребят не произошло. Они начали по соседству (резервисты живут в трех километрах по берегу моря. — Прим. авт.), мы рассчитываем подключить их к работе позднее.
— Переходя в «Томь», Егор Филипенко признался журналистам: «Лаудрупу я не нужен, он сказал об этом четко». У вас с Егором действительно состоялся откровенный разговор? — Беседы не было. Будущее Филипенко я обсуждал с руководством и коллегами по тренерскому штабу. Учитывая, что у нас десятка три футболистов и возросла конкуренция, Филипенко было бы непросто завоевать место в основе. Он молод; в его случае лучше уйти в аренду, чтобы играть. Мы обязательно будем наблюдать за ним в «Томи».
— Почему ушел Майдана? Из-за лимита на легионеров? — Подтверждаю, что в данном случае дело именно в лимите. Майдана — игрок талантливый, высокого уровня. Но мне иногда приходится арифметикой заниматься — не перебрать бы с легионерами при определении состава.
— Раз уж зашла речь об арифметике… Кажется, некоторые игроки вернулись из отпуска с лишним весом. — У нас в команде нет лишних килограммов, есть повышенный процент жировой прослойки. Этот жирок мы уберем в течение ближайшей недели. Нормальная ситуация.
— Тем не менее вы ввели ограничения на сладости. — Раз у игроков имеются некие превышения, надо реагировать. Мы решили вообще исключить сладкое из рациона игроков. Даже одна порция десерта может навредить. Но себе я не запрещаю, не мне же на поле выходить.
— С чем связано упорядочивание игровых номеров? — В самом деле, я решил, что игроки основы должны иметь номера с 1-го по 25-й. В любом деле нужна какая-то логика. 77-й, 88-й и так далее — это эпатаж в духе американского футбола. «ШТРАФЫ ПОМОГУТ ЕДИНЕНИЮ»
— Тренеры премьер-лиги сетуют в кулуарах: мол, руководство не покупает нужных игроков, зато задачи ставит высокие. Кажется, один Зико всему рад в ЦСКА. А вы? — Если тренер говорит, что недоволен приобретениями, — значит, у него действительно большие проблемы. А я эту тему никогда не комментирую — достаточно мне хороших игроков или нет.
— Валерий Карпин на встрече в редакции «Советского спорта» сказал: «Лаудруп не столько разочарован итогами сезона, сколько отношением к делу футболистов». Недостает нашим игрокам профессионализма? — Каждый наш футболист должен помнить: данная ему профессия — это привилегия. Обычные люди трудятся целыми днями, и заработки у них иные. Футболист же занимается своим любимым делом максимум три-четыре часа в день. Остальное время — отдых, восстановление. Игроку создаются все условия. Футболист должен понимать, что привилегии даны не просто так и он несет огромную ответственность за свою работу. И надо помнить всегда: футбол — жестокая вещь. Сегодня ты великий, а завтра — никто и никому не нужен. И такие истории происходят все чаще и чаще.
— От игроков слышал, что на собранные штрафы за мелкие провинности в команде по ходу сезона планируют устроить совместный поход в ресторан. Кто автор идеи? — Это распространенная во многих клубах практика. Штрафы в «Спартаке» существуют не потому, что руководство хочет отнять деньги у игроков. В команде больше 30 человек, и каждый должен осознавать, что здесь общие правила для всех. Только в этом случае можно создать единую команду. Так что штрафы должны помочь нашему единению. Не знаю, будем ли мы устраивать какую-то встречу на собранные средства, сейчас меня это меньше всего волнует.
— Будете наказывать за использование ненормативной лексики? — Во время тренировок это можно наблюдать во всех командах. Плохое явление, но, наверное, от него не уйти. Мне как тренеру прежде всего важно, чтобы у игроков был эмоциональный выплеск. «Я НЕ БЫЛ В ИСПАНИИ НИ ДНЯ»
— Расскажите, где и как вы провели отпуск? — Отдохнул в США. Рождество по традиции отмечали всей семьей на родине, в Дании.
— В европейской прессе тиражировались сообщения о том, что во время отпуска вы побывали в Испании и провели переговоры с «Севильей». — Я не был в Испании ни дня! Впрочем, уже устал чему-либо удивляться. Всякого рода «сведения» будут и дальше возникать. Слухи о моем будущем распускают неизвестные мне люди, у которых непонятно какие источники. Если им верить, то вчера я был в Дании, сегодня в Испании, а завтра еще куда-нибудь полечу на переговоры. Но я не могу так стремительно по миру перемещаться!.. Считаю себя профессионалом. Самое важное для меня — клуб, в котором я работаю. И точка.
— Много ли вариантов продолжения карьеры у вас было, когда на связь вышел «Спартак»? — Если верить прессе, то не меньше пятнадцати. На самом деле контакты были лишь с несколькими европейскими клубами.
— В России сталкивались с заведомо ложными публикациями? — Да, и они были весьма забавны. Например: «Семью Лаудрупа выгоняют из отеля «Мариотт». В одном издании сообщили, что в мой контракт со «Спартаком» внесен пункт, по которому в команду должны взять моего сына. Кстати, он очень обрадовался, когда узнал о публикациях. Особенно подняло настроение парню известие, что «Спартак» готов заплатить за его трансфер миллион долларов: «Здорово, что я попаду в такой богатый клуб!». На самом деле мои сыновья заключили контракты с датскими командами.
— Валерий Карпин признался, что его строительный бизнес в Испании «встал». Как от финансового кризиса пострадали вы? — Такое впечатление, что пострадали все. Что касается мирового футбола, то значительно уменьшилась трансферная активность. Если «Реал», «Барса», ряд английских клубов продолжают искать и покупать, то многие уже переходят на бартерную систему. Игроков не покупают и не продают, а обмениваются ими.
— Как вы отдыхаете после рабочего дня? — Первые сборы всегда одинаковые: жесткий график, много занятий и собраний. День пролетает быстро. Нет времени расслабиться.
— Исторические личности «Спартака» Николай Старостин и Олег Романцев на сборах читали игрокам стихи наизусть. Поддержите традицию — почитайте сказки вашего знаменитого соотечественника Ганса Кристиана Андерсена. — Интересная идея! Считаю, кстати, что сказки Андерсена поучительны и для взрослых. Я обожал их в раннем детстве. Но прошло много лет, и сюжеты забылись. Так что обойдемся без сказок.