В российском чемпионате может появиться футболист с очень интересной биографией - нападающий сборной Парагвая Нельсон Вальдес. Как уже писал "СЭ", на него претендуют "Спартак" и "Рубин".
гвайский городок Сан-Хоакин с населением в 17 тысяч человек был основан в середине восемнадцатого века испанскими иезуитами. У него всего две достопримечательности - старинный деревянный крест, водруженный на вершине одноименной горы, и дом, где родился футболист по имени Нельсон Вальдес.
В родном городе форвард сборной Парагвая появляется не слишком часто, однако корней своих не забывает. Ежемесячно на счет городского муниципалитета приходит около десяти тысяч евро из личных сбережений игрока, а каждое Рождество он присылает сан-хоакинским детишкам полторы тысячи подарков. Вальдес слишком хорошо помнит собственное, полное лишений, прошлое.
Его судьба во многом типична для Латинской Америки и в то же время по-своему уникальна. Бедная, но любящая семья, прошедшее на улице детство, подавшиеся в бандиты сверстники и, конечно же, почти круглосуточная игра в футбол. Вот только вместо мяча - в лучшем случае апельсин, в худшем - пара связанных между собой дырявых носков.
Когда в 15 лет Вальдес оказался в юношеской команде "Атлетико Тембетари" из города Ипане, кошмар для него не кончился. Юному футболисту, уехавшему из родных мест, было негде жить - и в течение двух лет он спал под трибунами местного стадиона. Впрочем, выспаться удавалось нечасто - ночами Вальдес, которому в клубе платили ничтожно мало, работал на лесопилке и, чтобы скрасить безрадостное существование, пил с прожженными работягами суррогатный тростниковый ликер. В какой-то момент, признавался позже футболист, он к этому напитку крепко пристрастился и едва не стал алкоголиком. Как Вальдес умудрялся при этом продолжать играть в футбол и пробиться в первую команду "Атлетико", сказать трудно…
Избавление пришло неожиданно. В 2001 году президент "Вердера" Юрген Борн, работавший также в латиноамериканском отделении Deutsche Bank, случайно оказался на одном из матчей команды из Ипане. "Я сразу обратил внимание на безумца, который весь матч носился как угорелый", - рассказывал потом Борн. Немец решил рискнуть и купил Вальдесу билет до Бремена, позвонив предварительно в клуб и сказав, что везет талантливого игрока.
Первый просмотр футболист, откровенно говоря, провалил. Неуклюжий, пугливый, бестолковый. Тренерский штаб, собравшийся в полном составе, был разочарован - и Вальдесу взяли обратный билет. Глотнувшему пьянящего воздуха европейского благополучия юноше предстояло возвращение в ад - к лесопилке, пьянству, нищете. Но нет - удача, однажды повернувшаяся к нему лицом, отворачиваться уже не собиралась. Жена Борна - парагвайка - попросила дать соотечественнику еще один шанс. И Вальдес им воспользовался. В следующем же своем матче за "Вердер" он забил четыре гола, и ему предложили первый серьезный в жизни контракт.
Дальше сказка заканчивается, и начинается обычная карьера добротного футболиста, выступающего в хороших европейских чемпионатах, За несколько лет Вальдес прошел путь от игрока второй команды "Вердера" до нападающего основного состава, затем оказался в дортмундской "Боруссии", потом - в "Эркулесе", где составил дуэт форвардов с Давидом Трезеге.
Между прочим, его сватали в "Спартак", только Валерий Карпин через официальный сайт красно-белых тогда, в 2009 году, сказал, что "вообще не знает такого футболиста". Выходит, теперь узнал?